Семантическое позиционирование или какое место бизнес-писатель занимает среди творческих личностей
Причина появления этой статьи — участие в конкурсе «Бизнес райтер». Издатель журнала Сергей Алексеевич Мишин приглашает принять участие в конкурсе желающих. Цель конкурса: уточнить понимание того, кто такой бизнес писатель в России, его особенности, отличия и инструменты. Цель статьи выяснить: какое место профессия и термин бизнес-писатель занимает среди множества следующих слов на русском языке: обозреватель, корреспондент, журналист, критик, аналитик, писатель, методолог, эксперт, бизнес-тренер, блогер, копирайтер, рерайтер, контент-райтер, медиа-менеджер; на английском языке: business writer, columnist, correspondent, critic, journalist, reporter, stringer. Насколько тесно бизнес-писатель соседствует с этими позициями и насколько сильно пересекается. Статья размещена на моем блоге после публикации в журнале «самоВод» А теперь статья. Что входит в понятие термина бизнес писатель Точной формулировки этому определению в Интернете не нашлось. Мне так кажется – это человек, посвятивший творчество бизнес аналитике и обучению людей вести коммерческие проекты. С понятием бизнес писатель ассоциируются несколько названий других схожих профессий. Чтобы проследить популярность и востребованность профессии проверил эти слова по статистике поисковых запросов Яндекс WordStat. Таблица названий смежных специальностей. Приведенная цифра является высокочастотным поисковым запросом за месяц Как видно из этой таблицы, потребность в поиске бизнес-писателя в Рунете за месяц составила – 192 раза. Такой запрос, как business writer вводился всего 49 раз. Теперь перейдем к делу и проследим, как творческие личности поднимаются по карьерной лестнице и становятся бизнес писателями. Журналисты и бизнес-писательство Работая независимым копирайтером, интересуюсь информацией, касающейся своей профессии. Часто встречаю противоречивые утверждения, что журналист, зашоренный рамками полученных знаний не может стать успешным автором текстов. Реальность доказывает обратное. Например, Петр Панда был журналистом, стал известным копирайтером, пишет книги по копирайтингу, которые могут считаться настольными справочниками для начинающих авторов. Подсказки в книгах помогают миновать ошибки свойственные молодым авторам, решившим серьезно посвятить себя мастерству копирайтера. Думаю, что созданные им труды не предел и впереди еще более значимые бизнес-книги. Как термин бизнес писатель пересекается с такими понятиями, как журналист и репортер? Как видно из таблицы, разница в цифре заоблачная. Однако, не забываем, что запрос «журналист» – это общее понятие и является высокочастотным. Состоит из упоминания журналиста вкупе с конкретным именем человека, с привязкой к национальности, к сообществу, к сайту. Поэтому примерно 280 тыс. запросов можно не принимать во внимание. Как взаимодействуют эти понятия? Мне кажется обычный журналист вряд ли заинтересован в написании бизнес литературы. За исключением, пожалуй, статей в бизнес журналы типа Forbes. А вот бизнес писатель умеет пользоваться репортерскими навыками и старается быть в тренде. Писательство бизнес литературы в основном касается журналистов с рейтингом, с должностью. Примером может служить книга Леонида Бершидского «Ремесло». Она позиционируется автором не только как учебник об особенностях журналисткой работы, но как трактат, призывающий к размышлению о бизнесе и спору о журналистике. Новостной обозреватель и навыки преподавания бизнеса – как связать Слово обозреватель, в данном контексте, то есть относительно термина бизнес писатель, кажется, не совсем правильно. Данная специальность является начальной ступенью карьерного роста. Мне думается, что его главная задача – новости, обзор событий, которые актуальны как для периодических печатных изданий, так и для телевидения. Этому человеку отнюдь не до творчества и обучения кого-либо. Единственное, как эти профессии могут взаимодействовать – это поведение перед видеокамерой. Умение говорить, постановка голоса – важные условия и при ведении новостной передачи и на тренинге-онлайн, которыми приходится заниматься бизнес-писателям. Хотя допускаю, что умение анализировать события – важное условие для создания бизнес-литературы. При должном уровне самодостаточности и желании добиться успеха обозреватель может вырасти в медиа-менеджера, а стремление поделиться своим творческим опытом переводит его в разряд бизнес литераторов. Медиа-менеджер – кто ты Просматривая различные Интернет-источники, например, наиболее информативное, хотя и старое за 2013 год интервью с Ильей Кария, сделал вывод, что эта специальность несколько выходит за рамки обычных руководящих должностей. Медиа-менеджер нужен там, где обычному управленцу со стандартными принципами не справиться. Его таланты необходимы для управления творческими личностями. Медиа-менеджер в большей степени директор какого-нибудь творческого проекта, досконально разбирающийся в журналистике, телевидении и таком понятии, как целевая аудитория. Возможно, пожелай такой специалист поделиться опытом, смог бы написать впечатляющую книгу о секретах профессии. Однако вести тренинги – вряд ли. Когда же тогда работать? Бизнес писатель и критик Из почти четверти миллиона запросов выкинем критические замечания о фильмах, книгах, статьях, отзывы и мнения критиков и прочие не самые существенные запросы. Останется бизнес-критика и критика бизнес литературы. Именно эти запросы мне были интересны более всего. Из числа бизнес-писателей, пишущих бизнес литературу и оставляющих рецензии на книги, известен Александр Павлович Репьев. Думается, его статьи спустили на грешную землю многих маркетологов и бизнес литераторов. Довольно часто, когда стоит насущный вопрос при покупке и прочтении книг, обращаюсь к его сайту. Читаю его жесткие и аргументированные высказывания, надеюсь они справедливы и беспристрастны. Художественный писатель для бизнеса С чем связаны эти понятия? Может ли художественная литература послужить примером для бизнеса? Думается, что да. Книги Синклера, Артура Хейли, Теодора Драйзера доказали, что художественная литература может отлично мотивировать бизнесмена. Книга Айн Рэнд «Атлант расправил плечи» считается «Библией предпринимателя». Ниже не мое мнение, а общеизвестное утверждение. Книги художественного писателя не раскрывают секреты бизнеса, они проникают глубже, с их помощью обнажается сущность и философия бизнеса. Эксперт и бизнес писатель Откинем всю лишнюю шелуху запросов и остановимся на термине бизнес эксперт. То есть на слове, которое требуется непосредственно для бизнеса. Кто такой эксперт? Профессионал, которого нанимают для оценки или написания заключения по тому или иному вопросу, связанному с бизнесом. Профессионал-эксперт наивысшего класса – это трабл-шутер. Сфера деятельности трабл-шутера многогранна: это и маркетинг, и политические технологии. Он специалист по решению невозможных задач. Может ли бизнес-писатель позиционировать себя с экспертом? В какой-то степени да. Ведь приходится анализировать бизнес, собственные достижения и опыт, которые он желает преподавать в книгах. Может трабл-шутер написать бизнес-книгу? Думаю, да, было бы желание. Кто ближе к методологии бизнес писатель или технический писатель Кто такой методолог? Кратко – это человек моделирующий бизнес. Методология формируется на основании философских знаний, логически выстроенного практического опыта и системного анализа. Каким образом методолог может позиционироваться с бизнес литературой? Предметы его творчества – написание методических работ в образовательных целях и внутрикорпоративные стандарты для крупных компаний. Получается, что методолог позиционируется и с техническим писательством для ВУЗов и с бизнес-литературой. Таким образом, труд методологов является своеобразным методическим руководством к действию, инструкцией по ведению бизнеса и близок к бизнес-писательству. Блогосфера и бизнес Как видно из таблицы, цифра запросов на тему