Размышление о копирайтинге

Семантическое позиционирование или какое место бизнес-писатель занимает среди творческих личностей

Причина появления этой статьи — участие в конкурсе «Бизнес райтер». Издатель журнала Сергей Алексеевич Мишин приглашает принять участие в конкурсе желающих. Цель конкурса: уточнить понимание того, кто такой бизнес писатель в России, его особенности, отличия и инструменты. Цель статьи выяснить: какое место профессия и термин бизнес-писатель занимает среди множества следующих слов на русском языке: обозреватель, корреспондент, журналист, критик, аналитик, писатель, методолог, эксперт, бизнес-тренер, блогер, копирайтер, рерайтер, контент-райтер, медиа-менеджер; на английском языке: business writer, columnist, correspondent, critic, journalist, reporter, stringer. Насколько тесно бизнес-писатель соседствует с этими позициями и насколько сильно пересекается. Статья размещена на моем блоге после публикации в журнале «самоВод» А теперь статья. Что входит в понятие термина бизнес писатель Точной формулировки этому определению в Интернете не нашлось. Мне так кажется – это человек, посвятивший творчество бизнес аналитике и обучению людей вести коммерческие проекты. С понятием бизнес писатель ассоциируются несколько названий других схожих профессий. Чтобы проследить популярность и востребованность профессии проверил эти слова по статистике поисковых запросов Яндекс WordStat. Таблица названий смежных специальностей. Приведенная цифра является высокочастотным поисковым запросом за месяц Как видно из этой таблицы, потребность в поиске бизнес-писателя в Рунете за месяц составила – 192 раза. Такой запрос, как business writer вводился всего 49 раз. Теперь перейдем к делу и проследим, как творческие личности поднимаются по карьерной лестнице и становятся бизнес писателями. Журналисты и бизнес-писательство Работая независимым копирайтером, интересуюсь информацией, касающейся своей профессии. Часто встречаю противоречивые утверждения, что журналист, зашоренный рамками полученных знаний не может стать успешным автором текстов. Реальность доказывает обратное. Например, Петр Панда был журналистом, стал известным копирайтером, пишет книги по копирайтингу, которые могут считаться настольными справочниками для начинающих авторов. Подсказки в книгах помогают миновать ошибки свойственные молодым авторам, решившим серьезно посвятить себя мастерству копирайтера. Думаю, что созданные им труды не предел и впереди еще более значимые бизнес-книги. Как термин бизнес писатель пересекается с такими понятиями, как журналист и репортер? Как видно из таблицы, разница в цифре заоблачная. Однако, не забываем, что запрос «журналист» – это общее понятие и является высокочастотным. Состоит из упоминания журналиста вкупе с конкретным именем человека, с привязкой к национальности, к сообществу, к сайту. Поэтому примерно 280 тыс. запросов можно не принимать во внимание. Как взаимодействуют эти понятия? Мне кажется обычный журналист вряд ли заинтересован в написании бизнес литературы. За исключением, пожалуй, статей в бизнес журналы типа Forbes. А вот бизнес писатель умеет пользоваться репортерскими навыками и старается быть в тренде. Писательство бизнес литературы в основном касается журналистов с рейтингом, с должностью. Примером может служить книга Леонида Бершидского «Ремесло». Она позиционируется автором не только как учебник об особенностях журналисткой работы, но как трактат, призывающий к размышлению о бизнесе и спору о журналистике. Новостной обозреватель и навыки преподавания бизнеса – как связать Слово обозреватель, в данном контексте, то есть относительно термина бизнес писатель, кажется, не совсем правильно. Данная специальность является начальной ступенью карьерного роста. Мне думается, что его главная задача – новости, обзор событий, которые актуальны как для периодических печатных изданий, так и для телевидения. Этому человеку отнюдь не до творчества и обучения кого-либо. Единственное, как эти профессии могут взаимодействовать – это поведение перед видеокамерой. Умение говорить, постановка голоса – важные условия и при ведении новостной передачи и на тренинге-онлайн, которыми приходится заниматься бизнес-писателям. Хотя допускаю, что умение анализировать события – важное условие для создания бизнес-литературы. При должном уровне самодостаточности и желании добиться успеха обозреватель может вырасти в медиа-менеджера, а стремление поделиться своим творческим опытом переводит его в разряд бизнес литераторов. Медиа-менеджер – кто ты Просматривая различные Интернет-источники, например, наиболее информативное, хотя и старое за 2013 год интервью с Ильей Кария, сделал вывод, что эта специальность несколько выходит за рамки обычных руководящих должностей. Медиа-менеджер нужен там, где обычному управленцу со стандартными принципами не справиться. Его таланты необходимы для управления творческими личностями. Медиа-менеджер в большей степени директор какого-нибудь творческого проекта, досконально разбирающийся в журналистике, телевидении и таком понятии, как целевая аудитория. Возможно, пожелай такой специалист поделиться опытом, смог бы написать впечатляющую книгу о секретах профессии. Однако вести тренинги – вряд ли.  Когда же тогда работать? Бизнес писатель и критик Из почти четверти миллиона запросов выкинем критические замечания о фильмах, книгах, статьях, отзывы и мнения критиков и прочие не самые существенные запросы. Останется бизнес-критика и критика бизнес литературы. Именно эти запросы мне были интересны более всего. Из числа бизнес-писателей, пишущих бизнес литературу и оставляющих рецензии на книги, известен Александр Павлович Репьев. Думается, его статьи спустили на грешную землю многих маркетологов и бизнес литераторов. Довольно часто, когда стоит насущный вопрос при покупке и прочтении книг, обращаюсь к его сайту. Читаю его жесткие и аргументированные высказывания, надеюсь они справедливы и беспристрастны. Художественный писатель для бизнеса С чем связаны эти понятия? Может ли художественная литература послужить примером для бизнеса? Думается, что да. Книги Синклера, Артура Хейли, Теодора Драйзера доказали, что художественная литература может отлично мотивировать бизнесмена. Книга Айн Рэнд «Атлант расправил плечи» считается «Библией предпринимателя». Ниже не мое мнение, а общеизвестное утверждение. Книги художественного писателя не раскрывают секреты бизнеса, они проникают глубже, с их помощью обнажается сущность и философия бизнеса. Эксперт и бизнес писатель Откинем всю лишнюю шелуху запросов и остановимся на термине бизнес эксперт. То есть на слове, которое требуется непосредственно для бизнеса. Кто такой эксперт? Профессионал, которого нанимают для оценки или написания заключения по тому или иному вопросу, связанному с бизнесом. Профессионал-эксперт наивысшего класса – это трабл-шутер. Сфера деятельности трабл-шутера многогранна: это и маркетинг, и политические технологии. Он специалист по решению невозможных задач. Может ли бизнес-писатель позиционировать себя с экспертом? В какой-то степени да. Ведь приходится анализировать бизнес, собственные достижения и опыт, которые он желает преподавать в книгах. Может трабл-шутер написать бизнес-книгу? Думаю, да, было бы желание. Кто ближе к методологии бизнес писатель или технический писатель Кто такой методолог? Кратко – это человек моделирующий бизнес. Методология формируется на основании философских знаний, логически выстроенного практического опыта и системного анализа. Каким образом методолог может позиционироваться с бизнес литературой? Предметы его творчества – написание методических работ в образовательных целях и внутрикорпоративные стандарты для крупных компаний. Получается, что методолог позиционируется и с техническим писательством для ВУЗов и с бизнес-литературой. Таким образом, труд методологов является своеобразным методическим руководством к действию, инструкцией по ведению бизнеса и близок к бизнес-писательству. Блогосфера и бизнес Как видно из таблицы, цифра запросов на тему

Семантическое позиционирование или какое место бизнес-писатель занимает среди творческих личностей Читать дальше »

Стресс

Стресс в профессиональном копирайтинге, как с ним бороться и как управлять?

Стресс в первую очередь – это результат стремления к перфекционизму, он неизменный спутник удаленной работы. Стремление к совершенству, неудачи в борьбе за так называемую успешность, ошибки при работе с заказчиками и, наверное, тайная зависть к более удачливым товарищам по цеху, как признаются многие, дают о себе знать. Но вы можете постараться управлять профессиональным стрессом. Про себя вспоминаю. Сначала, да, было ох, как страшно подавать заявку на выполнение сложного, как раньше казалось бы, заказа. Ждать ответ после сдачи работы было еще труднее. Ну что же он молчит? Это уж после, все прошло. Копирайтер — начало Просто взял и вспомнил свою работу, когда будучи еще 23-летним пацаном, в 90-е годы, когда людей в РЭСе, где работал обычным электриком, было мало, отправили впервые и одного на «вертушке» с кучей инструмента на удаленное месторождение, в тайгу, на заявку. У тебя две подстанции 35/6 и надо сделать переключение самому без напарника.  И ведь делаешь без ошибки и быстро, хотя кнопку нажать страшно, а между объектами километра 1,5 – 2, до ближайшей рации еще 2 км по снегу и надо это расстояние пробежать, туда – сюда – обратно, чтобы убедиться, что все правильно. Это сейчас всех избаловали – контроль, связь, отчеты за каждым действием. Вот так и работа онлайн. И здесь копирайтер выступает, как самостоятельная боевая единица, принимая решения и полностью отдавая в них себе самому отчет. Ну что тебе будет за то, что ты вовремя не сдал заказ, пожурят так сказать, ну денег не дадут. Только если в офлайн, где все по-взрослому, и ответ держать перед начальством по всей строгости. Здесь никто не проконтролирует. И только отражение в зеркале скажет, как же ты не прав. Вот и получается, что перфекционизм – это когда ответ надо держать перед самим собой, а не просто перед заказчиком, и это гораздо серьезнее. В чем же скрывается причина стресса? Критические замечания Пожалуй – это одна из первых причин стресса. Как говорится, предела совершенству нет. Да, бывает, посещают чувства собственной неудовлетворенности и боязни. Отправляешь статью на суд людской и думаешь, а что же будет? Боишься допустить ошибку, пусть не грамматическую, пусть смысловую. Как решить? Просто вычитывай статью!!! По три раза. Сегодня. Завтра. И только потом сдавай или выставляй на своем блоге. Ну, а если статья на свой блог заумная какая-нибудь, да и пусть думают, что хотят. Главное, чтобы тебе польза была, и ты понял то, в чем действительно сомневаешься, и узнал то, что еще не знаешь. Отсутствие комментариев О, это тоже причина некоторых волнений, и только со временем понимаешь, что не на каждый текст найдется человек, который сможет и захочет написать комментарий. И как я прочитал недавно у Ильяхова, высоколобая статья вряд ли получит комментарий. Поначалу, да, кажется и просмотры есть, а комментов нет, ну что такое, почему, где не прав, это уже потом написал, наверное, десяток статей и понял, что так было, есть и всегда будет. Смотрите Google Analytics, там указано все, в том числе время и количество просмотров и уходов с неинтересной статьи, все фиксируется, вот вам и показатель успешности. Об общественном мнении и гневе Как говорит в своей книге «Слова пигмея»  японский писатель Рюноскэ Акутагава: «Общественное мнение всегда самосуд, а самосуд всегда развлечение. Даже если вместо пистолета прибегают к газетной статье».  Позволил своему гневу нажать на спусковой крючок и все, получите дубль два. Правильно говорят нельзя вступать в полемику, и потому давно уже отключил уведомления о событиях и в лентах групп и многих, но не всех, друзей. Гнев в ответ на кажущуюся вам несправедливость в интернете, в статьях других авторов. Что было, когда я подчинился своим отчаянным хулиганским эмоциям и написал статью в ответ на показавшуюся мне неправильной статью одного блогера. Он писал свои мысли про то, стоит ли копирайтеру работать на заказ. А я написал ответ и приплел к своей статье ни в чем не повинного Глена Мюрея. Сейчас и вспоминать не хочется, а тогда это был своеобразный вызов, но, сколько людей пришло на комментарий, того раскрученного блога и сколько посмотрело статью, никогда не было такой посещаемости раньше, это уж потом узнал, что скандальные статьи – способ своеобразной раскрутки блога. Сделал для себя вывод,  что споры не по мне, и не мое. Претерпев фиаско, не бойтесь продолжить свою работу дальше, как бы ваше эго не было уязвимо перед общественным мнением. Если вы не можете противостоять депрессии, нужно стараться преодолевать трудности в самом себе. Ни чего не бойтесь. Приведу такую аналогию. Ведь когда дрессировщик сует голову в пасть льву, вы думаете, он не боится. Ерунда, боится. Все мы люди, только он преодолевает свой страх и хищник это чувствует и уважает дрессировщика. О политике Еще мне кажется важно, не участвовать в дискуссиях о политике, ведь ваши высказывания могут оскорбить или обидеть вашего друга, который волею случая и чужих политических амбиций оказался по другую сторону. Интернет давно стер границы в нашей профессии, а Fb уровнял все национальности и успех зависит не от того, какой флаг у вашей страны, а от уровня вашего интеллекта и воспитания. А если мозгов быть тактичным не хватает, то вон из друзей. Вот, так просто и незатейливо вы избежите стресса. О дружбе с заказчиками Однажды, на самой заре своего занятия копирайтингом, посчастливилось мне попасть на хорошего парня-заказчика. Работали с ним по темам электротехники, мне было интересно окунуться обратно в профессию, ему выгодно, мои статьи подняли сайт в так называемый ТОП и создали хорошую конверсию. Я был согласен писать статьи и недорого, чисто из дружеских побуждений, ведь мой старший сын был совсем ненамного младше его. И все было бы, наверное, хорошо, если бы я не стал делать свой блог, не начал делиться своими статьями в ФБ, ВК и так далее, и не нарвался на его блог, где заказчик в цветах расписал, как он поднял свой сайт за счет контента. Почитал я, какие инструкции он давал своим читателям про тактику общения с копирайтером, и… сказал пару ласковых ему при очередной встрече онлайн. До сих пор чувство глубокого разочарования в происшедшем не оставило меня. Итог: никогда не переступайте деловые границы во взаимоотношениях с заказчиком, каким бы идеальным он не был. Хотя я от своих привычек и веры в людей, к сожалению, не отошел и до сих пор иногда эти границы нарушаю, потому, что верю в

Стресс в профессиональном копирайтинге, как с ним бороться и как управлять? Читать дальше »

Прокрутить вверх