Рассказ о тренинге «Три рассказа за 30 дней», взгляд со стороны

SvetaLoktishЯ хочу рассказать о тренинге писательского мастерства, о марафоне, который длится ровно один месяц. Это писательский тренинг Светланы Локтыш. Ее сайт, знакомьтесь.

Читайте интервью со Светланой, где она много рассказывает о писательстве.

Просто хочу поделиться тем, что видел сам лично. И поверьте, то что видел, не уступит по качеству крутым редакторским обучающим проектам. Тут любого новичка просто берут и ведут за руку к результату. А результат – это бумажная книжка, где красуется фамилия автора.

Да, соглашусь со скептиками: если у человека таланта нет, за месяц писателя не сделаешь. Однако тот, который чувствует призвание писать и хочет видеть свою фамилию на книжной обложке, может этому научиться. По крайней мере, основам писательского мастерства – точно.

Но самое важное, у Светланы, несмотря на ее добрую строгость, новичок раскрепощается, снимается с тормозов, теряет страх и перед чистым листом, и перед читательской аудиторией. Потому как самые предвзятые первые читатели – это сами ученики, они же редакторы произведений.

Немножко о Светлане, или в чем главная ее корысть

Она неравнодушный человек, который всегда приходит на помощь. А еще – журналист и член Союза писателей Беларуси. Сейчас работает редактором одного из крупнейших белорусских интернет-изданий. Какого? Конкретизировать не хочу, захочет, сама скажет на курсах.

Светлана знает, что делает. Конечно, я подразумеваю, что интерес здесь не самый альтруистический. Однако не в деньгах дело. Ибо стоят курсы совсем недорого, в отличие от аналогов, где готовят так называемых «гуру». Самая главная корысть ее как педагога в том, чтобы было больше людей, которые хорошо пишут, не графоманят – «абы писать», а ясно видят цель своего труда. И, кто знает, может она получит в свою команду очередного талантливого инсургента, который найдет новую работу, увлечение и выход своим творческим идеям.

Итак, приступим.

Правила, которым учат следовать на тренинге

writingmarathontraining

Как говорит своим ученикам Светлана, писатель – это человек, который не только пишет, но и фиксирует то, мимо чего читатель пройдет и не заметит.

Вот основные постулаты, которые не требуют объяснений и доказательств,  или правила, которых Света придерживается по жизни сама и рекомендует своим ученикам:

  1. Учитесь наблюдать и записывать подмеченное.
  2. Набрасывайте записи – хоть что-то каждый день.
  3. Вдумчиво читайте книги не только по теме писательства, но и художественные, в т.ч. пьесы, стихи. И помните: даже плохие книги учат – например, как нежелательно либо нельзя писать.
  4. В творчестве нет четких границ, что правильно, а что нет: смело будьте собой, чтобы стать оригинальным.
  5. Позволяйте себе ошибаться, потому что именно ошибки – ступеньки нашего роста.

Когда пересматриваешь записи, видно, как участники тренинга выбираются из своих комплексов и рассказывают: воспоминания, наблюдения, фантазии, мысли, которыми хотелось бы поделиться. Сначала стеснение мешает. А потом, смотришь, – уже посыпались идеи, которые вместе с мудрым педагогом формируются в сюжет.

Светлана вытягивает из учениц потребность выйти за пределы собственного внутреннего мирка, чтобы на его хаотические озарения взглянуть со стороны. Просто учит выглядывать иногда наружу и жить полной жизнью, а отнюдь не быть мелким крабиком на морском дне, который только на минутку выглянул из своей пещеры – и спрятался.

Своя печатная книга

knigiavtorov

Это – главная фишка обучающего курса.

Человек пишет, потому что испытывает потребность поделиться историями, которые так и стремятся вырваться наружу, с другими людьми.

К тому же, когда видишь свое слово в печати, с сознанием происходит разительная перемена. Еще бы, ведь ты привлекаешь внимание и для этого не нужно даже никуда идти. Вдумайтесь сами: всем остальным, очень многим – музыкантам, спортсменам, артистам хочется выделиться, но для этого нужно выйти в люди, появиться на свет.

В большинстве своем писатели – застенчивые интроверты, которые ценят зону личного комфорта. Им достаточно творить из дома. Главное, чтобы люди читали. А для этого и необходима книга. Через нее читатели прислушиваются к мнению и словам авторов, которые видят-то самую суть.

Но,  с другой стороны, писательство подразумевает еще и наличие критиков, которые могут хоть и не в лицо тебя освистать, но тоже сделать больно. Понимая это, участники курса позаботились не только о качестве текстов. Интересно было наблюдать за последними обсуждениями обложки, названия сборника. Эх, азартными оказались участницы! Совсем не теми, что пришли в начале курса.

О студентах и редактуре

Студенты писательского курса разные по возрасту, образованию, интересам. Объединяет всех одно – любят книги. Одним Бог дал возможность самим свободно обращаться со словом. У других это просто страстная тяга к чтению чужих книг. А кто-то и вовсе с трудом общается со словом, но тоже испытывает желание создавать тексты.

Сразу хорошо писать, выдавать перлы не получается ни у кого. Ежедневная практика, несомненно, улучшает стиль, раскрепощает само письмо. Однако это трудно.

Замечал, в какой-то момент на  тренинге происходит внутренний надлом. Это чувствуется, хотя одни участники виду не подают, а другие открыто признают ошибочность выбора и тщетность труда. Но перешагивают через себя и держатся, ведь тренер говорит, что писать надо. Даже если не хочется или разочарован. Света – это творческий бульдозер, который тянет всех. Тянет и неустанно повторяет:  пишите, пишите и еще раз пишите , есть цель – идите к ней.

Оно и понятно, откуда берутся трудности: публикация – это не всегда финансовая стабильность, душевное равновесие и просто удовлетворенность. Иногда это истерия, нервы, отсутствие денег.  На курсах хорошо видно, что автор – это не олень-серебряное копытце, и не всегда получается творить, едва сев за клавиатуру, искрометные тексты. А первые заметки вообще бывают похожи на детский лепет.

Но если сидеть перед листом бумаги и бояться его, вообще ничего не получится. Поэтому Светлана говорит ученикам: просто пишите, что в голову придет. Сделать это несложно, т.к. во время занятий прорабатывается тема, идея будущего произведения, делаются наброски сюжета и персонажей.  Остается дать волю фантазии, а что-то толковое из записей получится потом, на этапе правок и редактирования.

И потом на самом деле получается. Первые черновики просматривает тренер: поясняет, как можно улучшить сюжет, доработать персонажей. Кто-то не согласен и спорит. Но отстаивать свое мнение не возбраняется, главное, делать это аргументированно.

Уроки авторских правок и редактуры – на высоте. Куда там Максиму Ильяхову с его мягким и одновременно таким безапелляционным тембром, к которому все обязаны прислушаться. Для меня Максим величина, вне конкуренции. А Света просто, очень добрый и заботливые человек, который к своим ученикам относится как к родным. в общем, на марафоне все по-другому, все по-семейному. Тут нет жесткого редакторского диктата. Здесь расскажут и мягко объяснят, что вот это – стоп-слова, а вот это – тавтология, и лучше, если автор избавится от обилия личных местоимений…

После правок своих текстов студенты меняются рукописями и правят ошибки друг у друга – учатся редактировать тексты. Все это умудряется контролировать Светлана и ее помощница Наталья, иногда помогают те участницы, которые приходят на тренинг уже по второму и третьему разу.

Мне особенно запомнились занятия, когда Света рассказывала с чего начинать писать. И про писательские упражнения тоже было интересно: сам участвовал и сделал несколько упражнений. И понял: увы, беллетристика – не мое призвание.

Но, посмотрев на курс со стороны, так захотелось, чтобы мои друзья, которые дружат со словом, попробовали себя в писательстве. Потому и пишу этот обзор. Хочется подарить людям возможность творить, и, может быть, для кого-то в условиях дьявольского коронавируса тренинг и собственное имя на обложке книги станет выходом из периода застоя.

Некоторые писательские приемы писательского марафона

Палю фишки с курсов, или главные советы, что я почерпнул из многочасовых просмотров видеоуроков с тренинга.

Работай понемногу каждый день

Договорись сам с собой, что напишешь несколько абзацев текста. Выполняй уговор обязательно. Часто короткие выполнения таких «обещаний» себе перерастают в длительные творческие сеансы за клавиатурой.

Хорошо писать, значит, говорить правду

Любое художественное произведение рассказывает об авторе. Не впрямую, конечно, чаще косвенно. Но автор добавляет свои эмоции, настроения, которые на самом деле пережил в подобных ситуациях. Тогда даже в художественном произведении голос автора звучит правдиво, а истории становятся правдоподобными, и потому интересными читателю.

С чего начинать

С начала! Светлана говорит, что писать можно обо всем, хоть из детства вспоминайте случаи, которые вызвали сильные эмоции. Кто-то из писателей сказал: тот, кто пережил детство, набрал жизненного материала на всю оставшуюся жизнь. Когда садишься за письменный стол, главное, написать первое слово, первую строчку, первый абзац – расписаться. А дальше дело пойдет.

Нанизывайте слова на идею, как бусины на нить

Вообще писательство – тяжелый труд. Иногда перечитаешь написанное и впадешь в уныние на весь день, если не больше. К чему это приводит, сам испытал. Уныние – это бессонница или пьянство до отвращения к самому себе и вечное самоедство.

Но, считает Светлана, если слова группируются вокруг темы, идеи рассказа, если у сюжета продуманы завязка, кульминация и финал, рассказ обязательно получится.

Нужно успокоиться

Светлана – хороший психолог. Не можешь успокоиться сам? Тренер поможет: пара ободряющих фраз, и ты окрыленный садишься за стол.

Сам видел, как, через какое-то время перечитав написанное, авторы расстраивались. Но когда среди писанины вместе с тренером находили небольшой абзац, полный жизни, или предложение, полное сочных красок,  у них словно открывалось второе дыхание. Вся шелуха – к черту: даже несколько страниц качественного текста среди груды мусора стоят трудов. Потому начинаешь писать снова и снова. Так постепенно рассказ меняется, шлифуется, приобретает законченный вид.

Малыми дозами

Это еще один совет от тренера начинающим авторам. Большие объемы приваливают новичков ответственностью. Потому писать лучше малыми порциями: из абзацев рождается рассказ, из небольших рассказов можно собрать повесть или роман, из заметок и абзацев гораздо легче составить книгу нон-фикшн. Даже если они написаны не по порядку, вразброс, идея способна объединить написанное в качественное произведение.

Однако невозможно пустить в дело то, что пока только «в голове», а не на бумаге или экране компьютера. Потому что для физического мира это значит, что его вовсе нет.

Рабочий мусор

Не бойтесь отвратительных первых набросков: они неизбежны. Любой, даже самый замечательный и востребованный автор, не сразу выдает шедевры. Именно из набросков получаются черновики, рабочие версии книги. А уже после доработки, правок они становятся бестселлерами.

Читайте книги

Ну, и еще один совет, о котором уже говорили, – читайте книги. Они помогают понять, кто вы есть, и разобраться в своих поступках. Люди творческие находят в них то, чего нет в обычной жизни: современный поэтический язык, новые слова и писательские приемы, яркие метафоры и необычные сравнения. Писатель учит замечать то, что ускользает в обычной жизни, выпукло показывает детали, а через них гораздо больше рассказывает об окружающем мире и людях.

Для меня вообще книги – это нечто священное. Может уйти любимый человек, предать – друг, окунуть в забытье и подорвать здоровье – алкоголь, а книга – не предаст и не изменит. Она даст глоток живительной энергии для жизни и заставит встать, вытянет за волосы из любой пропасти.

О результатах

Самое главное, чего можно ожидать от тренинга, – результата, который бы на деле зафиксировал действенность обучения. Им становится сборник рассказов, созданных во время марафона.

Все хотят публиковаться, но не у всех получается. Да, есть возможность самиздата, но и такие книги важно делать максимально качественно. Светлана, в качестве бонуса, рассказывает и показывает, какие нюансы следует учитывать при издании книг.

А сборник по результатам тренинга появляется и в электронном, и в печатном виде. Уже через небольшой отрезок времени после курса каждый автор получил по почте столько экземпляров печатной книги, сколько заказал. И многие впервые в жизни держали  в руках книгу со своими качественными, добротными рассказами, которую не стыдно подарить друзьям и близким.

11 комментариев к “Рассказ о тренинге «Три рассказа за 30 дней», взгляд со стороны”

  1. Олег, дружище, спасибо за добрые слова в мой адрес и за этот рассказ о тренинге. Писательство — сложное и глубоко индивидуальное, даже интимное дело. Но проще и легче продвигаться в нем, когда рядом твои единомышленники — поддержат, ободрят, помогут.
  2. Олег, привет. Спасибо за обзор, я 100% уверен, что камушек брошен и в мой огород — ты мне рассказывал про тренинг Светланы 🙂 Я уверен, что обучение классное и эффективное. Но пока не готов. Зерно посеяно, надеюсь — взойдет. Спасибо!
    1. Дима, здравствуй дружище! Я камнями ни в кого не кидаюсь, в друзей подавно. Тебя я считаю одним из своих лучших друзей. Да, признаю, писал статью думал о тебе. У тебя огромный талант, даже талантище. Мне так образно писать вряд ли когда получится. Очень хотел бы видеть твою фамилию на обложке книги, которую ты мне подаришь. Воть 🙂 Рассказы — это верх мастерства писателя. У тебя я читал всего несколько штук, но сразу понял, что это уровень, который требует реализации. Мне до твоего уровня далеко, поэтому и не рвусь в писатели. Копирайтер/ремесленник — это мое призвание. А у тебя есть все для того, чтобы писать. Жалею, что мы так далеко, уж поверь, растормошил бы. У Светы скоро тренинг по книгам нон-фикшн, Думай. впрочем не настаиваю.
      1. Олег, с Новым годом! Всему свое время, думаю. Кто знает, что будет завтра? Глядишь, и рассказики начнпм писать, да еще и вместе 🙂 Таланты мои приукрашаешь, но — спасибо! Творческого и финасового прорывов в наступившем уже году тебе, Олег!
        1. Дима, 2021 год, говорят астрологи год воздуха, прорывной год. так что, надежда, это такая, не знаю как сказать, чтобы не обидеть Надь, субстанция, которая всегда умирает последней. Так что по нападёмся на нее, ну, и сами плошать не будем. Я твои таланты не приукрашиваю, ты классно пишешь, просто чуть-чуть где-то перегорел. Я целый год тормозил, как 2мама не горюй» Нам, творческого прорыва и финансового благополучия в будущем году.
  3. Avatar
    Ксения
    Олег! Благодарю! Понравилось: «Вообще писательство – тяжелый труд. Иногда перечитаешь написанное и впадешь в уныние на весь день, если не больше. К чему это приводит, сам испытал.» Соглашусь с тобой. И бывает даже не на день уныние, а на неделю. Бывают дни «чистого листа» или 2 предложения и ступр! Спасают пироженные и кофе или общение с друзьями. Благо есть Наставник, который поможет, «за руку поведет вперёд»! И сотрудничество перерастает в дружбу.
    1. Наставник плохого не посоветует, а еще я знаю, что у тебя огромный потенциал и со временем не взирая на трудности ты реализуешь свои желания. Успеха, тебе!
  4. Увлекательно написано, красиво и подробно. Я зачиталась! Дельные советы и примеры. Статья мне понравилась, а сравнение с «И» вызвало улыбку 😁 Да, каждому начинающему писателю приятно было бы получить свою первую книгу сразу после тренинга!
    1. Наташа, спасибо. Рад, что нравится. Сам не ожидал, что так получится. Впрочем, ничего не публиковал в блог уже очень давно. А курсы на самом деле классные, мне понравились.
    1. Наташа, ты верный друг и надежный соратник. Я это знаю, с уверенностью скажу, что с тобой не страшно идти в разведку и доверить можно любое самое трудное дело. не подведешь. курсы здоровские. Я, конечно, раздолбай, мог бы участвовать, но беллетристика, рассказы это увы не мое. надо себя оценивать трезво. Согласна.

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх