Вот она и пришла – вызывающе яркая оранжевая книга с хитроумным обольстительным змеем на обложке. Вот ведь, гад-искуситель, всем своим видом так и говорит: «Прочти меня – поумнеешь». «Пиши, сокращай» оформлена согласно требованиям современного контента, где колонки текста перемежаются таблицами, схемами и комиксами.
Оглавление
«Пиши, сокращай» – взглянем поглубже
Комиксы – особая история. Рассказывают, один мужик вырвал их из книги – дурак, в них свой особенный цимус, да и вообще прикольно. Наверное, авторы посчитали, что комиксы – символ инфостиля, ничего лишнего, меньше слов – больше дела. Оранжевые страницы разделяют книгу на главы-блоки, как в оригинальном бизнес-блокноте – удобно. Приклеил на нужные страницы липучие закладки, сделал надписи – можно работать.
Мягкая обложка – это не минус, это плюс. Своеобразная защита. Пожелай я сделать из нее электронную книгу в формате DjVu – книга порвется, я лично на такое не пойду, пусть кто захочет, жертвует ей и бодается потом с Максимом по поводу пиратства. Предупреждение есть.
Считается, что почти все книги русского копирайтинга, за очень малым исключением, повторяют истины, изложенные западными «мужиками в париках». (Стибрил выражение у друга). Во многом это так, но авторы взяли хорошо забытые старые истины, стоящие у истоков Web, переработали и донесли эту информацию до людей, перевели, так сказать, в реалии современного копирайтинга. Они и не скрывают, что использовали труды Уильяма Странка и других англоязычных авторов. А еще в книге содержится лучшее из традиций и правил, преподанных Норой Галь и Корнеем Чуковским, но это только говорит о хорошей исследовательской работе, проведенной ими.
Как бы то ни было, маховик Главреда запущен и никто не сможет остановить его действие. Уже к биржевым копеечным копирайтерам предъявляется требование проверять текст на сайте «Главреда».
Однажды при просмотре анкеты для авторов на уважаемом мной сайте «Madcats» увидел, что первый вопрос стоит о Главреде.
Я бы ответил, что не просто не перестал, а наоборот, несмотря, на острое нежелание это делать, собираюсь вменить проверку себе в обязанность. Но не потому, что добиваюсь 10 баллов качества. Нет, я не фанатик. Я желаю избавиться от косноязычия, которое еще встречается в моих статьях и желаю научиться писать максимально понятный для людей текст, без лишней воды. Я человек, вынужденно севший за компьютерную «клаву», стремлюсь научиться работать так, чтобы мне не было стыдно за свою писанину и, не взирая ни на что буду цепляться за любую возможность, способную помочь мне в этом деле.
Вы скажите, иди учиться, школ достаточно, или подпишись на платный продвинутый курс Главреда. Учиться никогда не поздно. Увы, никому меня уже не переделать, хватит одной копирайтерской школы, кроме того, существуют свои установки и принципы, которые поздно нарушать.
«Сокращайте, как в последний раз:-)» — вот, что написал Максим Ильяхов на открытке, которая лежала в подарочном наборе с книгой, полученным мной через два месяца после оформления предзаказа.
Так вот, книга «Пиши, сокращай» — хорошее учебное пособие для таких, как я, старых и вечно брюзжащих циничных скептиков.
Три первые «шкурные» выгоды от покупки книги
- Это расширенный вариант бесплатной рассылки Главреда, который постоянно лежит под рукой, открыв нужную страницу почти всегда можно получить необходимую подсказку.
- Я так полагаю, книга вполне может заменить платную рассылку с домашними заданиями, прочитав и мысленно подогнав упражнения из книги под свою работу, вы получаете установку на написание правильного текста, которая запомнится вам. Прекрасное пособие для самостоятельного обучения копирайтингу. А это выгода почти 4 тыс. руб. и готовый учебник по написанию текстов (сейчас услышу возглас школьных «зубрил», «домашку» заменить сложно, согласен, но мне пока хватает).
- «Школа редакторов», конечно, хорошая вещь, но дорого и не каждый может в ней учиться, книга даст общие понятия о том, чему там учат.
Что есть в книге важного для меня? Главные правила и принципы.
- Многие копирайтеры заявляют о сухости и занудливости «ущербного» Главреда (это мягко сказано). А что авторы книги? Они будто в пику этим утверждениям на страницах книги, объясняя правила инфостиля (интересно, программа Буквограмма на их метод обучения похожа), ставят уважение, честь и благородство выше мелочных обид. Это чувствуется и проходит сквозь череду изучения правил и показано на примерах. Однако, читайте, пожалуйста.
- В самом начале своей работы копирайтером я столкнулся с проблемой, что написать в тексте «О себе». Он получился пусть и не продающий, но мне нравится. В нем правда такая, как есть. (Надо только думать, чтобы лишнего не наболтать). На страницах книги представлены все тонкости, как лучше продать свои услуги, правильно расставить приоритеты и преподнести свое резюме.
- Узнал, что такое парцелляция. (Чес. слово, первый раз слышу). Ведь правда, что хорошо для художественного текста, не всегда подойдет инфостилю. Филологи возмутятся. Но, ведь для каждого текста – свой прием. Повысить читабельность статьи, сделать ее гипнотической можно, но в первую очередь, нужно подумать о том, чтобы читатель правильно все понял.
- В книге много практики. Упрощение синтаксиса, использование примеров, разделение предложения, избавление от зауми и многое другое.
Главная установка «Пиши, сокращай» – десять правил взятых авторами за постулат
Каким должен быть контент? И не в правильности речи дело, а в смысле, который несет текст. На живых примерах авторы показывают, как создавать хороший текст.
Постараемся разобраться в этом.
Я не собираюсь демонстрировать здесь примеры из книги, но постараюсь рассказать, как я понял эти правила.
- Сила в правде. Вспомнили бодровского «Брата». Так вот и здесь. Любая ничтожно маленькая ложь влечет большую. Примерами из книги Ильяхов показывает и доказывает, что говорить нужно только правду. Как сделать, чтобы читатель верил, а покупатель приходил в магазин и приобрел именно качественный товар. Чтобы тон задавали правдивые сведения о товаре, а не яркая и обманывающая обертка с рекламой, которой зачастую оказывается текст, написанный очень хорошим, но решившим солгать копирайтером (к сожалению, всегда найдется тот, кто правила Главреда извратит и использует во зло, не во благо, ну да Бог ему судья).
- Смысл важнее формы. Нужно, чтобы текст нес пользу для читателя, а не пудрил ему мозги. Да, сложно отказаться от замысловатого оборота речи, родившегося в очаровательной головке филолого-лингвистически образованной девушки. (Что на девушек клепать, сам иногда так закручу, что до конца предложения с трудом добираюсь). Как так! Ведь это катастрофа, какой ущерб полету мысли, мозговому штурму, когда из предложения, например, в 10 слов нужно-то было всего два.
- Чем проще, тем лучше. В статьях и книгах Дениса Каплунова, Петра Панды, других успешных копирайтеров прописаны истины, призывающие делать более простые тексты, без излишних умствований. Вот только почему-то многие копирайтеры, которые относятся к их призывам положительно, в штыки воспринимают информационный стиль. Может быть потому, что даже будучи асами копирайтинга в подсознании остаются борцами за уникальность контента. А излишняя заумь на фоне незнания помогает добиться этой пресловутой уникальности и камуфлирует незнание. Не потому ли, что тот, «кто умничает – не знает».
- Пишите, как для себя. Книга буквально пронизана призывом работать с душой, так, как бы вы работали над статьей для своего сайта. Увы, сложно написать 20000 знаков в день и полюбить такие статьи, не секрет, что на многих биржах приветствуются именно такие работяги копирайтинга, способные выдать на-гора тонны килознаков. О какой любви может идти речь. (Что греха таить, сам таким был).
- Читайте вслух. Грешен, ох грешен, допускаю синтаксические ошибки. Вот и авторы книги приводят основные способы уберечься от ошибок: «Читайте текст по многу раз. «Переписывайте все, на чем спотыкаетесь». Лучший синтаксис – естественная речь».
- Приводите примеры. Рассказывайте истории, говорят авторы, приводите свои примеры и текст станет честнее. (Сомневаюсь в том, что под историями, они подразумевают сторителлинг, может быть мне повезет и позже мне ответят на несколько вопросов).
- От простого к сложному. В книге демонстрируются приемы, которые помогут научиться объяснять сложные вещи простым языком. Писать хорошие информативные статьи так, чтобы читатели возмущенно не уходили со страницы сайта. Как привлечь внимание и заинтересовать. Учат объяснять новое через известное. (Блин, хвастаюсь, я по жизни технарь, но иногда мне удается заинтересовать свою жену, которая бывает читает тексты, инфой о полупроводниковой светотехнике и прочих «техприблудах»).
- Пользу вперед. Вы найдете понятие определению графомании. Писать для других, осознавая важность работы для людей, осознавая пользу от того, что делаешь – вот главная установка начинающему автору для приобретения уверенности в своих силах. (А еще бы не зазвездиться, вот ведь «огонь, вода и медные трубы»).
- Поставьте заголовок. Безусловно, заголовок – половина успеха, но чтобы им привлечь, статья должна быть на самом деле полезная – утверждение авторов. Ведь точно, многие, придя на статью, привлеченные заголовком с возмущением ее закрывают, увидев безобразный рерайт. В книге демонстрируются приемы магии по плетению интересного текста. (Заголовок этой статьи родился через неделю после начала работы над статьей).
- Уважение и забота. Авторы учат, что главное – написать текст, который проявляет заботу о людях, а не служит холодным официозом, опускающим интересы людей «ниже плинтуса». (Здесь комментарии излишние).
Еще чуть-чуть терпения и немного информации
Когда-то я копировал из «каплуновских» книжек списки вводных и стоп-слов, слова-энергетики и прочие полезности. В этой книге очень впечатляющий список подобных памяток.
Вот неполный перечень конкретных примеров, имеющихся в книге, на что следует обратить внимание при написании сильного и убедительного текста:
- Примеры вводных слов и словосочетаний.
- Примеры оценок.
- Примеры усилителей.
- Что писать вместо корпоративных штампов.
- Примеры канцеляризмов.
- Примеры зауми.
- Неопределенное.
- Даны примеры абстракций и конкретики.
Вместо заключения
Не сглаживайте углы, не мямлите, но и не обижайте человека. Максим и Люда незаметно для читателя учат уважать мнение других. Просто жить, работать и не стремиться к холиварам, способным надолго выбить из седла самого крутого копирайтера, являющегося, по сути, обычным ранимым интровертом, спрятавшимся от действительности за упругую толщу веб-пространства. Разрешено критиковать работу, человека – нельзя. И в этом еще один признак человечности книги.
«Пиши, сокращай» не лежит на моей книжной полке, ее ждет долгое перелопачивание страниц и боюсь, она прилично потреплется в процессе чтения. Но это ничего, рабочая книга и должна быть такой потрепанной, боевой и испещренной отметками. Она стала для меня хорошим дополнением к каплуновскому учебнику по составлению коммерческого предложения, к книге по психологии копирайтинга, преподанной Петром Пандой и к рабочими инструкциям Джона Вюбена.
Твердо убежден: только живые книги, страницы которых можно листать руками могут принести пользу. Возможно, что скоро, несмотря на нежелание авторов, электронная версия книги появится на сайте ЛитРеc, и тогда книгу Людмилы Сарычевой и Максима Ильхова «Пиши, сокращай» можно будет скачать. Ищите, смотрите, покупайте. А пока, маленький ознакомительный отрывок вы можете посмотреть здесь.
Читайте книгу, пишите правдивые тексты, цените и уважайте людей, Максим Ильяхов и Люда Сарычева просто хорошо делают свою работу, вот и все. Поэтому не нужно завидовать их успеху, это бесполезно.
Проверка на Главред показала 7,2 балла. Да наплевать, допускаю и стоп-слова, и необъективные оценки, усилители и прочее, так что это нормально. Иллюстрации взяты с самых разных ресурсов Главреда. Хлопотно, блин, это искать что-то оригинальное.
14 комментариев к “«Пиши, сокращай» — райское яблоко с древа познания”