Проверка читабельности текста

НаписаниеТекст написан. Уникальность 100%. Ключевые фразы равномерно распределены по всей статье, согласно новым требованиям LSI-копирайтинга, то есть максимально естественно, с использованием синонимов и родственных по значению слов. Статья проверена на сервисе Адвего семантическим анализом, академическая тошнота не превышает 3%, а классическая не дотягивает до 7%. Воды практически нет. Полезность документа – бесспорна. Что еще надо? Нет, есть еще требования, которые необходимы для создания качественного рекламного контента.

Постараемся понять, что надо сделать, чтобы статья заинтересовывала и была читабельной.

Удельная доля длинных слов или определение читабельности текста

Качественным считается текст, который состоит из коротких предложений и слов. Ведь чем меньше предложение, тем оно лучше запоминается. То есть, предложение должно содержать немногим больше слов, чем просто подлежащее и сказуемое. Чем короче предложение, тем изящнее текст и тем быстрее рассказывается история.
Длинные строки читаются намного легче из-за того, что они почти не прерывают последовательность скачков глаз от одной рассматриваемой точки к другой (саккады и фиксации) до прочтения каждой строки. Короткие строчки, относительно всей длины текста, по числу таких прерываний намного опережают длинные строки. Широкие текстовые колонки с длинными строками читаются намного легче и быстрее, чем несколько узких колонок, хотя человек все равно предпочитает читать именно их.

Нужно знать, что:
Выбор длины строки зависит от выбора скорости чтения (100 знаков в строке). Если быстрота чтения не важна – количество знаков в строке составляет (45 – 72 символа).
Многостраничные статьи лучше читаются, когда состоят из нескольких колонок с количеством знаков в строке до 45 символов.

Формирование ритма текста

Чередование длинных и коротких предложений задает ритм в тексте. Удачный ритм – чередование длинного (больше 20 слов), короткого (5 – 10), очень короткого (1 – 5) и среднего (10 – 20 слов) предложений. Своеобразная азбука Морзе получается.
Самое длинное предложение, не должно состоять больше чем из 29 слов.
Так формируется ритм статьи. Чтобы получился динамичный текст, ритмическая группа не должна повторяться более 2 раз. Когда группа предложений меняется, на границе перемены ритма лучше использовать ударное слово, выражающее интонацию текстового фрагмента. Таким образом, посетитель сайта концентрирует внимание на статье.

Оценка читабельности текста

Оценить читабельность текста можно по формуле Рудольфа Флеша, она характеризует легкость чтения и прогнозирует интерес к тексту.

Фреш

Или:

Фреша2

Если статья короткая, не превышает 500 знаков, ее можно проверить полностью. При анализе длинного текста, выделите 2 или 3 фрагмента, до 100 слов и изучите. Если результат будет равен 30, что свидетельствует о трудности текста, это техническая и научная литература. Если FRE – от 90 до 100, он приравнивается к комиксам или детским сказкам и характеризуется как легкий. Стандартный, читабельный текст с показателем 60 – 70 легко воспринимается читателем. Текст, написанный на интеллектуальном уровне, литературные издания, деловые журналы индекс 50 – 55.

Расчет производится по формуле, но лучше сделать это с помощью Microsoft Word. Откройте диалоговое окно, в левом верхнем углу, «параметры Word», вкладка «Правописание» нужно отметить «статистика удобочитаемости», выделить отрывок текста и нажать выполнить проверку правописания «Рецензирование – Правописание». По окончании действия на экране появится окно «Статистика удобочитаемости» оно покажет коэффициент легкости прочтения текста.

Параметры ворд
Настройка параметров Word: настройка параметров удобочитаемости.

Статистика удобочитаемости
Статистика удобочитаемости.

  1. Уровень образования показывает, на какого читателя расчитана сложность текста.
  2. Легкость чтения – индекс легкости чтения рассчитывается по формуле Флеша. Желаемое значение, рекомендованное для обычного текста 60 – 70.
  3. Число сложных фраз – процентное содержание сложных фраз в анализируемом документе. Самыми сложными считаются фразы, перегруженные союзами, местоимениями, прилагательными. Кстати, Word выделяет такие предложения зеленым подчеркиванием и ненавязчиво поясняет, что предложение, например, перегружено прилагательными. Норма считается 10 – 20%.
  4. Благозвучие – показатель вычисляет шипящие и свистящие согласные, лучшее значение равняется 80 – 100.

Индекс «фога» или индекс туманности теста Ганнинга

 «Фог» в переводе с английского «туман» определяет уровень удобочитаемости статьи.

Индекс Фога
Формула Ганнинга.

Индекс Ганнинга
Индекс Ганнинга.

Этот вариант формулы Ганнинга взят с сервиса «Орфограммка».

Индекс Ганнинга демонстрирует уровень трудности текста и показывает насколько соответствует уровень образования к сложности восприятия текста. Он определяет минимальный возраст или уровень образования читателя, которому будет понятен текст. Вычислить индекс Ганнинга можно с помощью Microsoft Word, способом, который описан выше, числовое значение читается  в статистике, в графе «уровень образования».

Зачем это нужно копирайтеру? Проверив статью на индекс Ганнинга, пусть не по формуле, а доступным вам способом с помощью Word, вы поймете способно ли ваше, например, продающее описание заинтересовать читателя, не будет ли оно слишком трудным для восприятия, не загромождено ли оно техническими терминами. Хотя я считаю, что мы покупаем вещь, руководствуясь в первую очередь степенью ее надежности и качественными показателями. И если ваш текст имеет показатель 10, что соответствует 6 — 8 классу школы, то может быть добавить в него конкретики. Или убрать некоторые специализированные словечки, понятные отнюдь не всем, если индекс будет зашкаливать выше 16. Это решать вам. Пригодятся ли эти знания в вашей работе. Мне кажется это важно, тем более, что конкуренция сейчас среди копирайтеров высокая, работы становится не меньше, но уже не все соглашаются платить по 300 рублей за 1000 зн, потому что всегда найдется кто сделает дешевле.

Индекс Ганнинга
Индекс Ганнинга или индекс туманности.

Как сделать статью, легкую для восприятия?

  1. Длинное предложение схоже со спагетти — чем длиннее, тем хуже справиться, в нашем случае понять.
  2. Чем меньше в предложении добавочной и несущественной информации, тем оно лучше. Прилагательные, которые описывают существительные и наречия, характеризующие глагол, можно из предложения выкинуть, хуже оно не станет.
  3. Абстракции и отвлеченные утверждения о свойствах предмета, например: конкретный, достаточный, ясный. Все эти слова считаются голословным утверждением, не подтвержденным языком фактов. Они нужны только если у вас нет необходимой информации, и вы стремитесь наполнить статью заданным количеством знаков.
  4. Используйте метафоры и сравнения, поясняющие суть предмета, делающие его более понятным.
  5. Применение в предложении активных глаголов вместо пассивных, улучшает восприятие текста. Пример: «Я выполнил задачу», звучит лучше чем «Была выполнена задача».
  6. Если вы избавитесь от отглагольных существительных и прилагательных и употребите обычные простые глаголы и существительные, то текст будет лучше восприниматься.

Прочитав эти рекомендации, вы убедились насколько трудно написать понятный и ясный рекламный текст хорошего качества, особенно если заказчик требует много, быстро и недорого.

Выводы:

  • Идеальным показателем качественной статьи считается, если на одной вордовской странице, написанной 12 кеглем (Times New Roman) не будет ни одного повторяющегося слова, что невозможно.
  • Убедительность текста обеспечивается цифрами и достоверными фактами.
  • Естественный язык повествования – так информация воспринимается очень легко.
  • Если в предложении отсутствуют сложносочиненные слова, например в информационных сообщениях, чем проще подача информации, тем легче она воспринимается, особенно на слух. Длинные слова лучше употреблять в соотношении 1 к 10. Чем точнее вы подобрали существительное, тем меньше вам придется использовать поясняющих прилагательных и других частей речи.
  • Почему Довлатов читается легко? У него в предложении нет слов начинающихся на одну и ту же букву.

В заключение хочу сказать, что по завершении этой статьи, проверил ее на сайте Главреда. Проверка помогает добиться удобочитаемого текста, помогая выкинуть лишние слова. Это: обобщения, отглагольные существительные, канцеляризмы, притяжательные местоимения, все они были убраны. Сервис помог избавиться от необъективной оценки, слабых глаголов, усилителей, являющихся признаком дешевой рекламы. Жаль только, что от всего мусора, с точки зрения Главреда, избавится, не удалось, а может быть, не захотелось.

Толчком написать эту статью, было посещение сайта texterra,  желание разобраться в терминах, которые я возможно не знаю и соответственно сделать, что-то полезное для того, кто их также может не знать. Так, что жду объективной оценки, вопросов и конструктивной критики.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: