Появление на блоге этих правил, включающих особенности написания статьи на сайте, вызвано тем, что в работе возникает необходимость уточнения и переадресации к этой информации. Чтобы не перечислять правила в каждой новой статье решил собрать их в одном месте на блоге. Получилась такая своеобразная шпаргалка.
Правила справедливы для всех типов текстов, в том числе для продающих статей и известны многим опытным и не очень копирайтерам. Так как позиционирую себя автором технических текстов, то правила касаются по большей части информационно-технических текстов.
Оглавление
Объясняет ли заголовок содержание статьи
Для технической, да и для другой информационной статьи, заголовок конкретизируется, иначе статью могут не прочитать. Ведь статья на блоге, что книга на полке. По заглавию легко найти предмет поиска и заинтересоваться содержимым. Открыл. Прочитал. Поэтому заголовок технической статьи открывает ее суть, показывает о чем в ней говорится.
Первый абзац – это важно, читатель должен понять, о чем будет статья
Функция первого абзаца – заинтересовать читателя. Иногда слышу, что вводного предложения не должно быть. Тем не менее уверен, что первый абзац важен. О чем в технической статье написать в первом абзаце? Конечно, о том, для чего предназначено то или иное оборудование, пояснить его функциональное предназначение. Дать общее понятие о чем пишется в статье.
Одно из главных условий существования первого абзаца – наличие фокусного ключевого слова, повторяющего мета-тегг Title. Оно же входит в дескрипшн или сниппет (называйте этот мета-тегг кому как больше нравится, я, наверное, дилетант, раз не вижу существенной разницы).
Подзаголовки в технической статье – это архиважно
Обычно их делают, когда объем текстового материала больше 1 000 знаков. Без подзаголовков текст будет смотреться серо и глаз не сможет выхватить нужную информацию. Однако даже в коротком тексте один или два подзаголовка не будут лишними. Ведь это вполне легальный способ вставить ключевое слово в прямом вхождении. Вероятность приближения статьи в ТОП поисковой выдачи увеличится.
Соблюдение ритма текста для технической статьи так же важно, как и для продающего текста
Умение чередовать короткие предложения с длинными – замечательное качество автора. Технический информационный текст — это не научная статья, которую читает определенный круг людей. Если в научной статье длинные предложения, полностью раскрывающие мысль приветствуются, то в копирайтинге – наоборот. Для интернет-контента лучше всего пользоваться простыми предложениями, исключающими пунктуационные ошибки. Слишком сложные предложения нужно упрощать. Разбивать на несколько коротких предложений. У меня, например, это не всегда получается. Важно учитывать, что нельзя прерываться посреди мысли и нельзя начинать следующее предложение с предлога «и», «но» и так далее.
Аббревиатуру и профессиональные термины нужно объяснять. Непонятного быть не должно.
Доказано не мной, а умными маркетологами и «гуру» копирайтерами
Использование информационного и технического текста на сайте компании, предлагающей услуги, обосновано привлечением заинтересованного клиента. Клиент желает получить полезную информацию, а не бред в виде «прекрасно», «эффективно» и прочее. Для него важно знать насколько «прекрасно» и как «эффективно».
Что для этого нужно? Цифры! Лучший ритм в такой статье задают приводимые полезные цифры с параметрами и сведениями технического характера.
Величина абзаца
Абзац делаем не больше 6 – 8 строк. Текст должен быть написан по делу и без воды. Если в тексте присутствуют предложения, без которых можно обойтись, нужно их безжалостно выкидывать. Иначе текст не будут читать.
Списки в техническом тексте – это важно
Желательно наличие двух типов списков. Правильно будет начинать предложения в списке с маленькой буквы, через точку с запятой. Если элементы в списке представлены цельными предложениями, то они начинаются с большой буквы и оканчиваются точкой. Что поделаешь, правила, хотя я не всегда их придерживаюсь.
Благодаря списку статья принимает вид конкретизированного текста, без воды.
Списком нельзя заканчивать текст. Обязательно должен присутствовать вывод или какое-то логическое завершение статьи. Это может быть финальное завершение или вывод с кратким резюме всего вышесказанного.
Ключи для технического текста
С ними нельзя перебарщивать, можно легко оказаться в конце поисковой выдачи. Ключ прямого вхождения уместен в сниппете, в мета-тегTitle, в первом абзаце и в одном из подзаголовков. Ключевое слово – это маяк в море текстов, благодаря ключу пользователь легко найдет информацию в поисковой ленте. Располагать фокусное слово лучше всего ближе к началу снипетта и первого абзаца. Остальные ключи лучше всего использовать как можно естественнее с длинным хвостовым шлейфом.
Не могу точно рассказать о применении машинных ТЗ. Давно уже не получал заданий, подготовленных с помощью Key Collector. Однако когда приходилось встречаться с такими ТЗ, многие прямые ключи, выданные программой, использовал как средство для написания подзаголовков и составления плана статьи. Ключ получен – надо его употребить, в техническом тексте, например, как это было у меня в наполнении сайта по частотным преобразователям, каждый ключ требует своего раскрытия. По сути, он является началом новой минитемы.
Картинки
Присутствие в тексте иллюстраций (медиафайлов) важно и служит для повышения интереса к статье. Для технической статьи картинка служит наглядной демонстрацией действия, услуги, практического применения предмета или изделия. Схема, таблица – это важно. С их помощью в статью помещается информация, которую невозможно сделать уникальной. Самое простое решение для их создания – скриншоты рисунков из учебников и журналов. Чуть посложнее – документ Visio.
Иногда в качестве медиафайла используется видеофайл. Лишний повод увеличить фронт работы, предложить заказчику написать сценарий для видео.
В этой статье использовать картинки считаю излишним. Кому интересен текст, тот его прочитает, не отвлекаясь на «котиков» или веселых человечков, разбавляющих контент для повышения юзабилити статьи.
Перелинковка
Задумали сделать хорошую и полезную статью, озаботьтесь перелинковкой ее на соответствующие изделия, описание услуг и прочее. Заказчик будет вам удивительно благодарен, а ваша ценность вырастет в разы.
Вода, тошнота и уникальность технического текста
Три безусловно важных показателя — требование которых остается постоянными. Отсутствие воды, минимум тошноты и абсолютная уникальность – главный ужас для копирайтера. Все не так страшно, как кажется. Разберемся с ними детально.
Тошнота текста
С введением новых алгоритмов поисковой системы, особенно последних, таких как Палех и Баден-Баден, стало не нужно вписывать много ключевых слов. Поэтому требования тошноты, которая ранее было актуальна при заспамленности ключами стали уже не так важны. Сеошник включает голову и больше не стремится заставить копирайтера вписывать уйму ключей.
Вода в тексте
Вода в тексте всегда использовалась, как средство добиться уникальности контента и увеличить его объем. Необоснованные прилагательные типа «прекрасно», «инновационный» и другие эпитеты также можно отнести к воде. Стремление до невозможности подробно «разжевать» тему для читателя также является водой. Проще, кажущиеся важными подробности выделить отдельным абзацем или списком или поместить в отдельную часть текста. Выделить пунктом «Важно», «Обратить внимание», «Следует учитывать» и так далее. А лучше подумать, использовать или нет.
Уникальность и прочие проверки
Уникальность – это важно. Однако нельзя изменить и переставить местами слова в таком устойчивом профессиональном выражении, как, например, «высоковольтные испытания повышенным напряжением промышленной частоты». Нельзя, например, заменить «испытание повышенным напряжением» на «испытание высоким напряжением». Можно написать частота 50 Гц вместо промышленной, но такой вариант многократно используется другими авторами и уже не представляет интерес для замены. Нельзя заменить слово «испытания» на: «проверка», «контроль», «анализ» и наоборот. Адекватный заказчик понимает это и не требует от автора какой-нибудь особенно уникальный «высер» от 95%.
Для своей работы стараюсь чтобы проверка на Адвего показала не менее 90%, проверка на Текст.ру, где используется другой, не шингловый метод проверки, была – 100%. Это реальные и вполне возможные цифры. Если у кого-то не получается, значит надо просто перестроить предложение, может быть полностью переписать кусок текста.
Проверку я делаю не для фанатичного исправления текста, скорее из-за собственного любопытства и для анализа состояния текста. В Адвего, по крайней мере, видно, где текст схож с другими статьями, и где он не уникален. Если текст не выделен никаким цветом –радуйтесь, вы добились абсолютной уникальности.
Более подробно работа с проверкой Адвего онлайн описана здесь , работа с программой уникальности Адвего – здесь.
Оставив неизменяемыми профессиональные термины и определения, уникальности можно добиться другим способом. Например, упомянув о практическом использовании того или иного изделия. Где взять примеры практики? Загляните на профессиональные форумы, в обсуждениях, в спорах и темах форумов можно найти все, что душе угодно. Забейте в поиск название темы и добавьте слова «отзывы, форум или обсуждение». Существует уйма профессиональных печатных и электронных журналов, взять их достаточно легко, зная где искать. Посмотрите Твирпикс. Но об этом более подробно рассказывал здесь.
Принятие большинством заказчиков Главреда заставило копирайтеров пользоваться этим инструментом и чистить тексты от ненужных конструкций. Не до фанатизма, но пользуюсь этим сервисом для работы.
Этот текст на Главред не проверялся, так как считаю, что статьи для себя должны обладать более живым языком, чем работа для заказчика.
Не хочу грузить читателя проверкой читабельности текста, но в самом начале работы, когда только начинал учиться писать, брал сложные куски текста и проверял по формуле Флеша. Подробно об этом здесь. Со временем приобрел навык и стал работать почти на автомате, так что надобность во многих проверках отпадает сама собой.
На этом разрешите закончить статью. Буду доволен, как слон за дополнения и адекватные замечания, потому что ничего не делает работу более продуктивной, чем совместное обсуждение и помощь.
Успешной работы, господа копирайтеры!
22 комментария к “Некоторые правила по написанию и размещению статей, известные большинству копирайтеров”