Копирайтерские будни или как работать над различными сценариями, не имея об этом ни малейшего понятия

kak-napisat-szenariВначале предыстория и небольшой рассказ о невнимательности. Эта статья не экспертная, а я не испытываю желания стяжать лавры сценариста, но попробовать захотелось. А еще захотелось поделиться с друзьями-коллегами и читателями своими наработками на тему «Как написать сценарий».

Заказ на написание сценария поступил ко мне неожиданно. Работы завал, четыре сложных темы. А тут это письмо. Мы к вам с биржи «Главреда», нужен сценарий по недвижимости для «Русского Радио», напишите? Ну, у меня в голове и завертелось. Видеосценарий?! Какого рожна «Радио» видеосценарий понадобился. А, напишу! Интересно ведь, лавры копирайтерские как о создателе чудесного видео уже на голову примерил. Вот я м…к! Нет бы письмо прочитать внимательно. А тут еще груз ответственности за невыполненные работы жмет. Волнительно!

Хм, подумал, венок снял. Решил, надо девчонок знакомых пригласить поработать, что-то подобное они ваяли.

Отвечаю: «Сценарии не делал, работы много, раз задание пробное, ждать будете? Если будете, тогда напишу. Хотите опытным коллегам-знакомым делегирую?»

Ответ: «Ждать будем, это эксперимент, но коллег приглашайте».

Ну, все отписался, пригласил и забыл. Вспомнил под конец недели. Надо ведь делать. Начал шерстить информацию. Нашел много рассуждений, а практики с «гулькин нос», даже шаблон сценария нашел с большим трудом. Нашел, изучил, написал. Все, надо сдавать. Перечитал письмо, а в письме-то написано – аудиосценарий! Вот тебе бабушка и Юрьев день! Хорошо, не отправил работу.

Хм. Ну, ладно хоть время и поджимает, будем делать сценарий для аудиоролика. В итоге сделал и видео-, и аудиосценарий. Последний отправил, и получил резолюцию: «ОЧЕНЬ МИЛО», а через некоторое время оплату.

Приступим к делу.

Поиск шаблона для оформления видеосценария

Думаю, текст должен быть размещен в определенном порядке. Как делать не знаю, не имею ни малейшего представления. Пошарил инфу по Сети, толкового ничего не нашел, только общие рассуждения. Набрал запрос: шаблон для видеосценария. Увидел уйму картинок с таблицами сценариев. Обратился к другу-коллеге, которой делегировал задание. Она прислала стандартную форму для сценария и пример, который рекомендовали в одной из копирайтерских школ.

Сценарий видеоролика. Так делать не рекомендуется

Посмотрел на него и так, и этак. Терзают меня смутные сомнения. Надо что-то еще искать, более конструктивное.

Однако направление поиска получил. Нашел долгожданную информацию.

Статью пишет генеральный директор ООО «Облако Продакшн» продюсер Сергей Меркульев «Как должен выглядеть сценарий видеоролика?»

На самом деле, в первом примере вроде бы все есть и разложено по полочкам. И кадры, и голосовое сопровождение, и даже посекундный замер дан. Однако продюсер продемонстрировал в статье аналогичный пример и показал в шаблоне два больших недостатка:

  1. «Продолжительность кадров не соответствует продолжительности озвучки: или опережает, или отстает. Получается путаница». (Продюсер дело знает, опыт не пропьешь). 
  2. Чересчур богатые описания. Красоты и художественные обороты в сценарии смысла не несут, потому что сравнения и деепричастные/причастные обороты снять невозможно. Красота сцены зависит от режиссера. Действия в видео отображается связкой: существительное – глагол.
Сцена из сценария с излишними подробностями

Краткие рекомендации по сценарию

Прочитал рекомендации Меркульева и написал свой сценарий. Как делал:

  1. Шрифт использовал привычный Times New Roman, размер шрифта – 12. Продюсер рекомендует шрифты Courier New, Courier Prime. Я не сценарист.
  2. Все сцены пронумеровал.
  3. Обозначил локацию, в моем сценарии это фон, город. Это может быть интерьер или что-то еще.
  4. Обозначил время суток (утро, день, вечер, ночь).
  5. После сцены дал описание происходящего, без излишних приукрашиваний.
  6. Речь вел от лица диктора.
  7. Сделал хронометраж голосовой начитки (время 25 сек)

Примечаний и ремарок в моем сценарии нет. Примечания должны выделяться отдельной строкой и заглавными буквами. Ремарки под именем персонажа в скобках.

Не бог весть что получилось, ну да ладно. Этот сценарий я, как уже говорил, на проверку не сдавал. Он нужен, чтобы упорядочить алгоритм работы и получить пользу от статьи как от учебного конспекта. Теперь опыт работы со сценарием у меня есть, в следующий раз не буду судорожно искать материалы, как и что делать.

Вот мой вариант сценария, составленный по рекомендациям Меркульева.

Сценарий видеоролика, желательный шаблон, составлен по рекомендациям профессионального продюсера

Программа для создания сценариев

В статье нашел ссылку на программу по созданию сценариев. Как работать в программе, рассказывать не буду, сам еще толком не понял. Привык разбираться с проблемами по мере их поступления.  Вот она, смотрите сами. «Первое знакомство с программой». Что интересно, есть даже шаблоны с особенностями характерными для сценариев Китая и Израиля.

Программа
КИТ-сценарист, программа по созданию сценариев

Краткие рекомендации по работе со сценарием в программе

Скачать программу можно на специальной странице для скачивания. Я скачивал portable-версию для Windows.

Механика работы с актами и папками, авось кому сгодится:

  1. Добавляете акт, на доске появляется горизонтальная полоса, ограничивающая этот акт, следующие добавленные карточки-сцены будут помещаться в него.
  2. Потом добавляете ещё один акт, и добавится ещё одна разграничивающая полоса. Потом сцены можно перетаскивать между актами, если это необходимо.
  3. В самом сценарии акты будут показаны как папки, в которые будут вложены карточки сцен.
  4. При необходимости в навигаторе сценария тоже можно перетаскивать сцены между папками, или меняя их порядок внутри папок.

О программе думаю достаточно. Переходим к созданию аудиосценария.

Где искал шаблоны для написания аудиосценария

Начал искать шаблон для аудиосценария, сразу отыскать не удалось.

Нашел пример на сайте программы «Хронометр». Сценаристы демонстрировали свое портфолио.

Посмотрел, как выглядит профессиональный сценарий, но предпочел другой, более детальный, проверенный алгоритм работы, который мне посоветовала коллега и хороший друг.

Где брал идеи для сценариев

Честно! Когда идеи нет и не знаешь, за что зацепиться, бери случаи из своей жизни и интерпретируй. Не стал читать уйму советов на страницах умных блогов сценаристов. Подстроил сценарий под себя. Мне как новичку/сценаристу простительно.

Когда изучал сайт компании, о которой пойдет речь, обратил внимание на то, что в микрорайоне есть озеро и лес. Не так давно пришлось пожить в Подмосковье. Новостройка с трехэтажными домиками типа финского проекта. Уютные дворики. Кругом пенсионеры и молодые семьи. Напоминает этакий благолепный райончик, куда московские нувориши селят своих родителей, чтобы потом приезжать к ним в гости.

Микрорайон на окраине города, кругом фермерские поля и лес. На краю района озерцо 10 на 10 метров с запущенной в него мелкой рыбешкой. Посреди озерца деревянный мостик. Озеро — любимое место детворы, любителей посидеть с удочкой и мамочек с детьми. По вечерам чуть в стороне собираются любители пива. Весьма культурно и чинно отдыхают. Вот и идея для видеосценария. Придумать можно что угодно.

По аудиосценарию тоже проблем не возникло. Подумал. Новый микрорайон. Что самое желанное для любого? Иметь близкого человека, с которым можно идти по жизни, и спокойное жилье. Вот и все. При должной фантазии все получится.

Сценарий рекламного аудиоролика

Как видите, в шаблоне указана идея сценария, действующие лица, хронометраж и количество слов. По условию в ролике должен был два раза упоминаться номер телефона компании и код города. Время действия – 25 секунд. Время прочтения номера телефона 5-7 секунд, а их два. Короче творческой мысли каюк. Но вроде бы все получилось. Хронометраж посчитал: 25 – 27 секунд. Работу сдал, получил положительный отзыв и оплату.

Как измерял время сценария

Время звучания отмерял в программе «Хронометр». В левое поле загонял речь диктора и диалог героев. Результат был мгновенный.

Важно: любые цифры, номера телефонов в сценарии пишут прописью.

Это программа Хронометр, в которой измерял время звучания.

Пользовался «Хронометром» для написания текста начитки для видеороликов.

Бриф для сценария

В свое время друг и партнер по работе, который периодически подкидывает мне заказы, попросил у меня бриф для создания сценария. Поискал информацию в Сети, нашел на сайте Петра Панды. Взял его бриф за основу.

Бриф для создания сценария рекламного видеоролика

Этот бриф мы использовали для сценария видеоролика и начитки текста для роликов на «Ютуб». По вопросам в брифе уже можно составить представление, о чем будет сценарий. Ответы должны упоминаться в тексте и уже составляют его часть. Начитка текста должна занять минуту.

Заключение по сценариям. И видео, и аудио сценарии должны быть последовательны. Слушатель/зритель не знает кто вы. поэтому обязательно должна быть информация о компании, хоть какая-то. В моем сценарии: лидеры-застройщики, номер телефона. Пожелание заказчика было не указывать название компании, только телефон и код города.

Статья описывает мой личный опыт работы со сценариями. Возможно, кому-то пригодится. Понравилась информация – ставьте свое «одобрено», в карму зачтется.

 

16 комментариев к “Копирайтерские будни или как работать над различными сценариями, не имея об этом ни малейшего понятия”

  1. Avatar
    Пчела
    Деловой основательный подход, правда заказчики ,на мой взгляд кроме пожелания сказать в ролике телефон 2 раза идею обрисовать должны, столько новой информации перелопатить ,а заказчик мог ведь сказать — неть, мне это не подходит!
  2. Вот Олег, «Хронометраж» мне скоро пригодится вовсю. Не совсем для заработка, для себя и для одной темы, в которой я сейчас вся. А я училась на смартфоне аудио делать, потом перебрасывал на ноутбук и применяла — мороки да, было. Спасибо Огромное за статью!!! Супер подробно!
    1. Ну что ж я рад, что статья пригодилась. Приходите в гости еще вдруг, что ещ хорошее найдете. Потом поделитесь темой, которой занимаетесь? Мне интересно. Хотя начиткой текстов для видео я делаю только для работы.
    1. Безусловно, программа интересная для тех у кого создание роликов поставлено на поток. Но не более того. Все таки нужен авторский цимус какой-то. Хотя кто знает. Для меня больший интерес представляет Хронометр. Экономит время, пользовался неоднократно для начиток к видео роликов.
  3. Вот уж на все руки мастер! Непривычно видеть тебя в числе сценаристов, но понимаю, что это — здорово! Глядишь, скоро из копирайтеров и в писатели подашься. 🙂 На самом деле, Олег, ты очень подробно описал свой опыт. Мне бы в голову не пришло искать, как писать сценарии: столько писано их было, когда работала в сфере культуры. А тут, оказывается, уже и программки есть не только для писателей, но и специально для сценаристов. Для себя на заметку взяла «Хронометраж» — полезная штука. Обычно я начитываю сама, чтобы время зафиксировать. А тут — мгновенный результат. Здорово! Рада, что ты снова проявился. А то летом как-то разбрелись мы во все стороны. Думаю, сейчас за осень соберемся, правда?
    1. Привет, Света. как же рад тебя видеть. Ошибка 500! Со временем, когда-нибудь надеюсь навести порядок на сайте. только, боюсь он невозможен без личного участия. Однако думаю сделаю. По поводу на все руки мастер. Это случайность, на самом деле никогда не брался за подобное мастерство. Узнал о подобном из блога Петра Панды. Ну, потом знаю, что многие копирайтеры предлагают подобную услугу. А еще знаю, что в школах учат по единому заведенному стандарту. Знаю, что он не самый правильный и сложный. захотел его упростить. Надеюсь, что кому-то мой скромный опыт будет полезен. Вот видишь, даже тебя удивил наличием полезных программ. По поводу книги. Давно ждет проработки готовый опыт, загруженный в черновики, кое-что выходит в статьях блога. Надо только брать и реализовывать. А еще ты права, нужно спешить, потом может оказаться поздно. Моя друг и хорошая знакомая сказала, что книга будет настоящая бомба. Хм, хочется верить. Ну, поживем увидим.
      1. Так мы все когда-нибудь что-нибудь делаем впервые, Олег! И это так здорово. Мне нравится, когда люди не стоят на месте, учатся, совершенствуются. Я и сама готова учиться бесконечно. А если еще по делу можно применить знания-умения — супер! Насчет книги. Просто выход ее — это уже отлично. Не стоит ждать, станет ли она «бомбой» или нет. Когда реальность не совпадает с ожиданиями, мы слишком расстраиваемся. Лучше подарить ей безусловную любовь уже только потому, что она есть. Как ребенка: любишь не потому, что он хороший или умный, или еще какой. А просто потому, что он есть. Наши книги — тоже наши детки. Так что вынашивай — и давай жизнь. А там как Бог даст!
        1. Книжка — это сложно. Пока работаю над выработкой своего стиля, пишу свои ответы- размышления/рассуждения на стихи друга поэтессы. Потом свою книжку буду делать. Пока еще не совсем готов делиться опытом, потому как маловато его. А писать книгу, чтобы потешить свое ЧСВ, думаю в этом мало достойного. Нужна хорошая книга. Хотя может ты и права, самое главное начать, потом шлифовать и шлифовать, потом редактировать, ну и пытаться публиковать. Хотя я готов даже бесплатно ее распространять. Ну, да рано еще делить шкуру не убитого медведя. Вначале надо сделать.
  4. А я только на тренинге в Академии у Н. Карья писала сценарий, это был единственный опыт и кстати, там рекомендовали все делать таблицами. Сейчас же я понимаю, что это была только теория без существенной практики, потому что объединять эти все колонки в голове сложно и толком ничего не понятно. Я была рада, что Наталья помогла разобраться, Олег после твоей статьи стало все более чем очевидно. Спасибо за подробности и еще за полезную программу — хронометраж.
    1. Лена, после марафона АПК я убедился, что не все советы можно принимать безоговорочно. Возможно что-то и работает. Только собственная практика и свои ошибки могут принести результат.
  5. Олег, ну наконец-то, статья 🙂 У меня опыт сценария был только в 11-м классе: компьютер был в диковинку, рисовали сценарии на листочках тетрадных. Оценку учитель литературы мне поставила «Отлично» (получилось, говоря современно, что-то типа лендинга из дудлинга и леттеринга) — а сколько ты получил за сценарий? Стоимость не обязательно озвучивать, просто хочется знать, оправдыввются ли временные затраты? И спасибо за интересный рассказ о личном опыте 🙂
    1. Дима, секрета нет. Видеосценарий по времени занял вместе с изучением материала рабочий день Его не сдавал. Делал несколько раз начитку для уже готовых роликов. Пример, бриф, что показал. Стоит 1000 руб. Время работы, примерно, 1 час 30 мин. Два варианта начитки, что выберет заказчик. Аудиоролик занял по времени — 1 час. Оплата — 1000 р. Наверное, потому что тестовое. Впрочем, там уже определились с авторами, думаю, что выбрали профи.

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх