Как составить ТЗ для информативной статьи

kopirВ этой статье я постараюсь дать как можно более полную информацию по такому вопросу: как составить ТЗ (техническое задание) для статей, обобщив опыт, с которым мне приходилось сталкиваться за время работы в копирайтинге.

Содержание технического задания

  1. Объем статьи. Хочется заметить, что поисковая система Яндекса («яшки») ставит под сомнение сайты с текстами с одинаковым количеством знаков, особое недоверие поисковика составляют статьи с минимальным размером – 2000 знаков. В идеале размер статей на сайте должен варьироваться от 2000 до 8000 знаков.
  2. В задании для копирайтера целесообразно указать способ проверки статьи на уникальность.

Advego, Text.ru, Etxt и Content, это самые распространенные проверки, предпочтение той или иной из них зависит от вкусов заказчика, контент-менеджера или «сеошника», то есть лиц, отвечающих за оптимизацию сайта.

Процентное содержание уникальности тоже зависит от ваших требований, если вы допускаете, что 90% достаточно, пожалуйста. В некоторых случаях, особенно для написания специфических технических статей, допустим, по металлургии, мне приходилось их делать, уникальность может быть и 80 и 85% по Advego. Но в том случае если вы работаете на бирже Etxt, проверка в автоматическом режиме не пропустит такую статью, поэтому или «автоматическую проверку» заказчик должен отключить, либо стремиться сделать на самом деле авторскую работу с высокой уникальностью.

  1. Теперь самое важное, указание ключей или ключевых словосочетаний. Ключи подбираются в сервисе Wordstat, можно, конечно, воспользоваться платными способами: сервисом мутаген или программой key-collector, но думаю это лишнее. Хочется дополнить сказанное,  при подборе ключевых слов лучше всего пользоваться среднечастотными или даже низкочастотными запросами. Если частотность словосочетания перевалила за 1000 запросов, велика вероятность, что поисковик Яндекса не обратит на вашу страницу свое внимание.
  2. При указании ключевых слов желательно указать прямое или точное вхождение, и можно или нет разбавлять ключевые фразы дополнительными словами.
  3. В правильном техническом задании, желательно указать каким способом должен подаваться материал, от 3-го лица, в виде повествования (рассказа) от своего имени или как-то еще.

Пожалуй, это основные требования, которые заказчик указывает в своем ТЗ для исполнителя, но есть одно существенное «НО».

Структура аналитической статьи

При изучении блогов вебмастеров, я вывел одну постоянную закономерность, практически все они, а просмотрел их, я наверно намного больше пары десятков, высказывают свое недовольство низкосортным контентом, который они получают на биржах копирайтинга. Все они буквально жаждут получить структурированную статью, так и хочется сказать им: задайте сами структуру текста, который хотите получить, а не исходите желчью во время написания отрицательных отзывов на бирже. Важно определить структуру статьи при написании ТЗ.

Во время длительной работы над сайтом посвященному электротехнической тематике, заказчик предоставлял мне ключевые слова, которые он хотел бы видеть в своей статье, я брал их за основу и раскрывал тематику ключа. Ключ, органически вписывался в текст, подходил по смыслу, легко читался посетителем сайта.

Для начинающих исполнителей в ТЗ нелишне указать количество строк в абзаце, желательно чтобы их было 3 – 7. Структурированные статьи читаются легче, чем текст, написанный сплошным полотном.

Для качественной статьи, важны следующие пункты:

  1. Наличие списков приветствуется.
  2. Желательно, чтобы присутствовало выделение важных моментов в тексте, Это тоже можно указать в ТЗ.
  3. Красиво оформленная статья способна задержать внимание посетителя и заставить прочитать статью, пусть не полностью, но хотя бы по диагонали.
  4. Наличие и выделение заголовков способствует этому.
  5. Не будут лишними рисунки, фотографии, таблицы.

Если вы хотите нагрузить автора излишней головной болью, то задайте ему жесткие рамки в таком роде как: академическая тошнота документа, заспамленность или способ вхождения ключевой фразы в общий текст.

Вхождение ключевых фраз

Укажите автору, где должна располагаться ключевая фраза и вы получите человека, который вместо того, чтобы написать вам нормальным языком человеческую статью для людей, будет решать шараду, как угодить требовательному заказчику.

В свое время мне попался заказ, в котором я должен был вставить около десятка ключевых фраз, каждая примерно из 5 – 7 слов, расположение их в тексте должно было быть не менее чем через два предложения. Они не должны были стоять в начале предложения и не использоваться в качестве заголовка.  Ни в коем случае нельзя было вписывать фразы в текст в его начале, а лишь после второго предложения.

Это пример технического задания (ТЗ), с биржи Etxt

ТЗ

Все эти требования нужны для оптимизации статьи под поисковик Яндекса, он очень требователен к контенту. Актуальны они будут и для того, чтобы отпугнуть исполнителей с низким уровнем подготовки, в обилии присутствующих на бирже Etxt, и не только там, которые доставляют заказчику излишние хлопоты.

Некоторые заказчики требуют указать источники, используемые для работы. В основном это часто встречается на бирже Etxt, именно там по свидетельствам вебмастеров, при указании в задании «рерайт», налетают исполнители-синонимайзеры, выполняющие, по сути, школьное изложение одного источника.

Если вы хотите получить статью максимально удовлетворяющую вашим требованиям, поместите в ТЗ список нежелательных штампов и вводных слов, они загромождают статью, делают ее водянистой и используются автором для набора нужного ему количества знаков.

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что правильное составление технического задания с указанием структуры статьи на основе ключевых фраз, которые желает видеть заказчик, является гарантированным залогом получения хорошего контента.

 

10 комментариев к “Как составить ТЗ для информативной статьи”

  1. Единого рецепта для составления идеального технического задания, конечно, не существует, однако путем многочисленных проб и ошибок были выработаны своеобразные рекомендации по составлению технического задания.
  2. Так все хорошо и подробно рассказали, молодец! Хотелось бы еще услышать про цифры, к примеру: «процентное содержание ключевых слов/фраз в тексте» (оптимальное и не более ….). Если «стоп-слова» на что-то влияют, то и про них скажите.
    1. Иван, здравствуйте, спасибо что зашли в гости, рад что понравилась статья. По поводу стоп слов в с меня статья в скором будущем. Об всем остальном написал в своем комментарии у Вас на сайте.Хотя и под другим именем, от сына, только что закончил большой заказ и наверное поэтому был не внимателен, извините.
      1. Ничего страшного. Ели Вас нашел, так как забыл по каким сайтам сегодня бродил, а уведомления об «ответе на свой комментарий в Вашем блоге» не пришло на почту, так как у Вас не сделана эта функция.
    1. Здравствуйте Оля, воспользовался Продвигатором, если честно то мне понравилось, особо не разбирался, но судя по той информации, что он мне выдал вещь интересная, впервые от Вас узнал, спасибо.
  3. Я с вами абсолютно согласен, если вы внимательно читали то видели, что я отнесся к этому требованию с некоторой долей иронии. Обратите внимание на задание в тексте, на его дату, оно было взято с сайта 6-го числа сего месяца. Я сам не так давно делал подобное. И могу вас уверить, что подобных заданий с аналогичными требованиями на бирже еТХТ, от других авторов, предостаточно. Я вам благодарен за комментарий. спасибо, вы первая посетительница моего блога.
  4. Avatar
    Ольга
    Очень подробная статья — включили практически все, что можно об этом сказать) Однако у меня остались некоторые возражения. Такие категории как «академическая тошнота документа» и точное вхождение ключевой фразы сегодня уже устаревают, мне кажется. Это не только «нагрузит автора излишней головной болью», но и по сути будет бессмысленной тратой времени. По своему опыту скажу, что стремиться вмонитировать ключевое слово в определенную область текста и в определенной словоформе просто глупо. Сегодня поисковики настолько умны, что и без всех этих изощрений, поднимут вашу статью в топ. Главное, чтобы ключевики просто присутствовали, и что самое главное — тема была полностью раскрыта, сколько бы символов для этого бы не понадобилось. И еще кое-что, я ищу ключевики не с помощью Вордстата, а нахожу полноценные ключевые фразы в виде тем в Продвигаторе, то есть в таком виде, в каком их ищут пользователи. Это и есть реальное потакание желаниям читателя, а не искусственное — только для поисковиков.

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх